По следам семинара «Особый ребенок»

По следам семинара «Особый ребенок»
С марта месяца по июль 2019г в рамках проекта фонда президентских грантов «Равные возможности» специалисты и воспитатели провели занятия с двадцати четырьмя детьми с ОВЗ и детьми инвалидами.
Ухудшение физического и психического здоровья детей и, следовательно, увеличение количества детей с нарушениями в развитии. Исходя из этого последнее время в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников. И действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей инвалидов в обычных образовательных учреждениях.
При введение инклюзивного образования трудности обусловлены тем, что категория таких детей разнородна по составу и дети различаются, как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков. На сегодняшний день психолого – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями недостаточно разработана. И эта проблема остается актуальной.
Ранняя психологическая коррекция нарушений психических функций у детей с ОВЗ будет эффективна если:
- учитывать сохранные функции психики ребенка в целом;
-проводить коррекционные мероприятия, которые будут носить комплексный характер взаимодействия (ребенок-родитель-педагог);
-создать условия обучения и воспитания, где дети с ОВЗ смогут реализовать свои потенциальные возможности.
Выготский отмечал, что социальная среда для ребенка является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым. «Зона ближайшего развития - это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития».
Необходимо включение детей раннего и дошкольного возраста с разными нарушениями развития в специально организованную образовательно-развивающую среду, с учетом их психофизических и возрастных особенностей, направленную на предупреждение и преодоление дефектов развития. В любом случае, при разном характере нарушений имеются сохранные функции, на которые мы должны опираться в коррекционной работе.
Педагоги на занятиях с детьми рассматривали влияние условий на развитие психических процессов и важность коррекционных воздействий, направленных на стимуляцию активности через двигательную, эмоциональную и сенсорную (тактильную, слуховую, зрительную) сферы. В работе использовались приемы, которые включают деятельность, направленную на формирование правильного дыхания, на обогащение энергетического фона ребенка, навыка учебного поведения, мотивацию и развитие ВПФ.
Проведя несколько первичных занятий педагогами был сделан вывод:
- при соблюдении последовательности индивидуальной программы можно добиться явных положительных результатов;
- важно вначале определить качественную специфику образовательного маршрута ребенка, адекватного его психосоматическому статусу;
- дети находящиеся в социуме и получающие постоянное воздействие на процессы развития со стороны взрослых и сверстников более успешны в деятельности, чем дети не получающие коррекцию;
-родители играют так же важную роль в создании мотивации ребенка на познание и формирование компетенций соответствующих возрастному периоду развития.
Показателями результативности коррекционно-развивающей работы по промежуточным результатам можно считать следу­ющие аспекты:
-определена определенная сис­тема работы с детьми с ОВЗ и их родителями, которая будет в даль­нейшем совершенствоваться. Для родителей создан консультационный пункт, в целях оказания помощи родите­лям, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ дошкольного возраста. Родители получают надежду и уверенность в том, что их дети будут адаптированы к социуму.
-созданы необходимые условия для развития детей с ОВЗ: физиче­ского, психического, эмоционального направления.
-специалисты (учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный работник, педагог-психолог, воспитатели) обучились на курсах повышения квалификации по работе с детьми с особыми образо­вательными потребностями.
- построены индивидуальные профили на каждого ребенка для определения сохранных функций и нарушенных.
Повышение профессионального уровня педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения в развитии, создание условий для таких детей и развитие родительских компетенций несомненно будет способствовать улучшению коррекционно-развивающей работы.
Изутова Елена.

07.08.19г
  • Просмотров: 23

Комментарии (0) :

Нет добавленных комментариев...

NETDO.RU

Лучший конструктор сайтов